Сегодняшнее евангельское чтение часто вызывает недоумение. Что все это значит?
Почему все это так сложно? И что обозначают различные события этого рассказа,
который граничит с притчей – потому что, кроме его непосредственного значения
как спасительного случая в жизни двух несчастных людей, он имеет еще отражение в
сознании других людей именно через те свойства и черты, которые и
вызывают недоумение.
Два человека представлены здесь: два человека с помраченным умом, два человека
обезумевшего сердца, загнанные в свою собственную тьму, ушедшие от людей жить в
гробах, в пещерах погребальных, в область такую же темную, как потухшие их
сердца, в область мертвости, где жизни нет, где нет радости, где нет любви – два
человека, вырывающиеся из этой области только для того, чтобы принести страх и
боль проходящим мимо. И вокруг них – население, которое отозвалось на их
внутреннюю трагедию и страшность их жизни отвержением. Старались сначала их
схватить и сковать в цепи, но они оказались сильнее цепей. И тогда им дали уйти
в эту область одиночества, остав-ленности, гробовой тишины и тьмы.
И
вот мимо них проходит Христос; и эти люди, встречая Его, ставят Ему вопрос,
который как будто оправдывает всю человеческую ненависть, все
человеческое отчуждение, которое излилось на них; они, встречая Христа, говорят:
Что нам и Тебе? Что между Тобой и нами общего? Зачем ты пришел нас
мучить до времени?.. И слышавшие это могли, по своей справедливости, на
это ответить: Вот видишь, Господи, это люди, которые в Тебе признают Бога и
Господа – и отрицают, что между Тобой и ними есть что-либо общее, люди, которые
от Тебя Самого как Бога отрекаются; разве мы не правы были изгнать,
исключить их, стать им чужими – разве они не чужды всякому, кто не отрекается от
Бога?
А
дальше обнаружилось нечто другое. Не в сегодняшнем чтении, но в другом месте
Евангелия нам приводятся слова Спасителя: Он не спутал человека с одержащим его
злом. Он сумел не только Божественной благодатью Своей, зрением Божиим увидеть
это, но опытностью и любовью человеческой Он сумел различить человека-жертву от
человеконенавистника дьявола, который овладел им. Он задает вопрос: “Кое ти имя”
– как имя твоему полчищу темному, помрачающему полку смерти, который сделал этих
людей как будто заживо мертвыми для вечной жизни и, во всяком случае, для жизни
временной?.. И бесы отвечают: “Легион!” – и молят Его не возвращать их в
страшную бездну, а дать им еще время. И Христос по их просьбе посылает их в
свиное стадо.
Это первое, что нас приводит в недоумение: почему Христос не заковал их в
бездне? Почему Он склонился к их просьбе? – Потому что, исполняя эту их просьбу,
Он знал, что откроет нечто людям вокруг, которые будут способны что-то понять.
Свиньи для еврейского народа значили скверну, евреи не прикасались к ним, они их
не пасли; и вот, посылая бесов в стадо свиное, Христос воочию показал, к какой
области принадлежит бес, к какой области принадлежит зло – к области того, что
скверно, к чему нельзя прикоснуться, что надо держать вдали от себя: не
человека, а скверну.
А
второе, что случилось, также ясно показывает людям воочию, что бывает, когда
охватит человека зло. Это стадо с крутизны поверглось в море. Море в Ветхом
Завете и в Новом Завете – так ясно это видно в рассказе об Ионе – это бездна,
это та глубина, из которой нет возврата, это погибель, и погибель безвозвратная.
Люди, которые были вокруг, все это могли видеть, могли понять, что эти два
человека, которых они отвергли и прокляли и удалили от себя, потому что они были
бесами в их глазах, на самом деле были жертвами зла, несчастными, которых
надо было любовью и Божественной силой освободить. Они воочию увидели, к какой
области принадлежит зло и куда это зло ведет: в безвозвратную погибель, в
бездну.
И
что мы видим в этом рассказе и в другом, который дополняет его? Мы видим, что
люди из всех сел пришли и удивлялись, как это бесноватые сидят тихие, с умом
просветленным, с озаренным сердцем, с новой жизнью перед ними, как земной, так и
небесной, у ног Христа, из благодарности за спасение и освобождение готовые
последовать за Ним, куда бы Он ни пошел. И испугались люди...
Испугались, как так часто, и раньше и теперь, люди пугаются Бога: Если Он
останется посреди нас – что будет? Погибнет все наше имущество? Вторгнется в
нашу жизнь новый закон Божий, который не оставляет стоять ничто земное в
скверном, темном, жестоком порядке нашей земли, каким мы его создаем?.. А
спасения этих двух людей почти не заметили перед лицом того, какой ценой для них
эти люди спаслись; и обернулись ко Христу, и стали Его просить, чтобы Он ушел
из их пределов.
Как нередко бывает, что в человеческом обществе, в семье, в любой
обстановке нам невыносим этот Божественный закон, который прозревает зло – и не
ненавидит человека; освобождает пленного от его уз – и любит несчастного до
последней жертвы! Вдумаемся в этот случай жизни Христовой, который, словно
притча, раскрывает нам одну глубину за другой, и не только постараемся понять
мыслью, но поймем сердцем, поймем жизнью, и тогда, может быть, – не сегодня, а
когда-нибудь позже – мы не скажем вошедшему в чью-то жизнь – а через него и в
нашу – Христу: “Отойди, мне страшно!” Аминь.