Во
имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы
празднуем день всех Святых в земле Российской просиявших, то есть тех людей,
которые сумели всем своим существом отозваться на Божию любовь. Каждый народ
отзывается по-своему. Летописец Нестор говорит, что каждый народ вносит как бы
свою неповторимую ноту в ту симфонию мира, которая в конечном итоге будет
песнью перед Лицом Божиим. И наши святые тоже вносят нечто свое в эту
симфонию.
Если задуматься над историей Русской Церкви, то первое, что поражает в русской
святости, это охваченность сердец, умов, жизней - красотой. Когда наши предки
впервые встретили Православие, им показалось, что они уже не на земле, а на
небе, их поразило сознание красоты. И не случайно духовные писатели часто
говорят о Боге не только как об Истине, о Вечности, о Творце, но и как о
Красоте. Почему так? - Не все мы можем познать, что такое величие, что такое
святость, а красоту мы все знаем. Мы не все одни и те же предметы называем
прекрасными, но мы все отзываемся восхищением на то или другое: как это
прекрасно! Как это красиво!.. Это может быть зрелище, это может быть картина,
это может быть закат, это может быть человек, это может быть слово правды -
все может быть прекрасным (хотя может быть и уродливым). И наши предки
отозвались именно на красоту, которая была выражена в византийском
богослужении, красоту храма, красоту икон, красоту пения. Но за этим была
красота духа, такая красота, какой они не знали, будучи до того язычниками;
красота людей, которые познали все величие, к какому призван человек, и
которые всеми силами стремятся к тому, чтобы быть достойными себя, достойными
Бога. Вот это первое, что поразило русских людей, когда они впервые
встретились лицом к лицу с богослужением, с поклонением Богу, с тем местом,
где Бог является центром жизни и где Его любовь отдается и принимается людьми.
А
из этого истекает другое: сознание, которое есть в русской святости о том, что
все должно быть безмерно, абсолютно, что все должно быть так же велико, так же
прекрасно, как Бог, как любовь, как красота. И это в результате подвело к
тому, что в русской святости ярким образом сияет аскетический момент, то есть
отношение человека к самому себе беспощадное, строгое и, одновременно,
ликующее, потому что человек-аскет, святой любит в себе, почитает в себе образ
Божий и всеми силами старается его очистить, обновить в себе, и сделать
достойным той любви, которую Бог нам отдает. Эта глубина вызывает в человеке
решимость беспощадно бороться за то, чтобы быть достойным себя самого.
Это второе свойство, которое меня поражает в русской святости.
А
дальше - бесконечное терпение и бесконечное сострадание, сострадание ко всякой
твари, ко всякому человеку. Ведь преступников у нас в России называли
несчастными, не потому что они была наказаны, а потому что они себя
изуродовали, потому что вместо того, чтобы быть красотой, они стали страшными
и уродливыми.
Задумаемся хотя бы над этими тремя чертами русской святости, потому что они не
только нам дают пример, -они нас призывают к тому, чтобы последовать этому
примеру, как апостол Павел говорил: Будьте мне последователями, так же как я -
последователь Христов (I Кор. 4, 16). Аминь. |