Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы
стоим на грани страстных дней, и на этой грани в образе Лазаря и его
воскрешения встает перед нами большая, радующая нас надежда. Господь крепче
смерти. Господь победил ее; и не только в прямом смысле, в котором эта победа
явлена в телесном воскрешении Лазаря, но и в другом, который изо дня в день
относится к нам еще непосредственней.
Бог создавал человека другом Себе. Эта дружба, которая между нами и Им
существует, еще углублена, сделана еще более тесной в крещении нашем. Каждый
из нас является другом Божиим, как назван был Лазарь, и в каждом из нас
когда-то этот друг Божий жил, жил дружбой с Богом, жил надеждой на то, что эта
дружба будет углубляться, расти, светлеть. Иногда это было в очень ранние дни
нашего детства, иногда позже, в юношеские дни; в каждом из нас жил этот друг
Христов. А потом, в течение жизни, как цветок завядает, как истощается в нас
жизнь, надежда, радость, чистота - истощилась сила друга Господня. И часто,
часто мы чувствуем, что словно во гробе в нас где-то лежит - нельзя сказать
"покоится", а лежит четверодневный, страшной смертью пораженный
- друг Господень, тот, который умер, тот, ко гробу которого сестры
боятся подойти, потому что он уже разлагается телом.
И
над этим другом как часто сетует наша душа, как часто сетуют и Марфа и Мария,
- та сторона нашей души, которая по своему призванию, по своей силе и
возможностям способна созерцать, способна молчать у ног Господних, слушая
каждое Его слово, делаясь живой и трепетной от каждого животворящего слова
Господня, и та сторона нашей души, подобная Марфе, которая способна была бы в
правде, в чистоте, с вдохновением творить в жизни Божие дело, которая могла бы
быть не встревоженной служанкой, не мятущейся Марфой, какой мы часто бываем по
образу Марфы евангельской растерявшейся, а трудолюбивой, творческой, живой
Марфой, способной превращать своими руками, своей любовью и заботой все самое
обыкновенное вокруг нас в Царство Божие, в явление любви человеческой и любви
Божией,
И
так эти две силы в нас, бесплодные, зашедшие в тупик Марфа и Мария - сила
созерцания и сила творчества - сетуют над тем, что умер друг Господень Лазарь.
Минутами к нам подходит близко-близко Господь, и тогда, видя Его, мы готовы,
как Марфа, воскликнуть: Господи, зачем Тебя не было здесь в момент, когда
решалась борьба между жизнью и смертью, в момент, когда Лазарь еще был жив,
только поражен насмерть, и мог бы быть удержан в этой жизни? Если бы Ты был
здесь, он бы не умер!..
Но
Господь был здесь, Он все время был здесь, когда умирала наша душа, и мы
слышали Его слово: Веришь ли ты, что она воскреснет?.. И мы тоже, как Марфа,
готовы сказать: Да, Господи, в последний день... Но Марфа, когда это говорила,
сказала это с такой надеждой: Я всегда веровала - говорит она - что Ты -
Господь, и я верую, что он воскреснет в последний день!.. А мы говорим это
печально, грустно: Да, в последний день воскреснет... когда уже, как говорит
Великий канон, кончается жизни торжество, когда будет уже поздно на земле
творить, когда будет поздно жить верой и надеждой и ликованием нарастающей
любви... Но Господь говорит и нашей безнадежности, как Он сказал ее
совершенной надежде: Я - воскресение и жизнь, и если кто в Меня верует, если
он мертв был - воскреснет!
И
тут хочется вспомнить еще другое. Марфа не знала тогда, что за три дня до того
Христос говорил Своим ученикам, что насмерть болен Его друг; не знала, что Он
дал ему умереть, чтобы он воскрес - но воскрес богатый таким опытом, такой
победой Божией, что уж ничто не могло его поколебать. И пришел Господь, и
повелел Лазарю встать из мертвых.
Вот образ для нас: в каждом из нас лежит умерший - побежденный, окруженный
нашим сетованием, часто безнадежным; а сегодняшнее Евангелие говорит нам на
самой грани Страстных дней: не бойтесь, Я - воскресение и жизнь. Тот друг
Господень, который в вас жил, который в вас есть, который вам кажется
безнадежно мертвым, от одного слова Моего может воскреснуть и поистине
воскреснет!..
Войдем же в Страстные дни с этой надеждой, с этой уверенностью, что мы идем к
Пасхе, к переходу от временного к вечному, от смерти к жизни, от нашей
пораженности к победе Господней. Войдем в эти Страстные дни с трепетом о том,
как нас возлюбил Господь и какой ценой Он нам дает жизнь, и с надеждой, и со
светом в душе и с радостью грядущего Воскресения. Аминь. |