Во
имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы
сегодня слышали в Евангелии притчу о сеятеле; и мы можем себе поставить вопрос
о том, что такое притча. Это не
рассказ, это не иллюстрация какой-нибудь мысли, это призыв, можно было бы даже
сказать - это вызов нам задуматься над тем, что в ней сказано. Сегодняшняя
притча в этом очень ясна; Христос дает четыре образа, которые соответствуют
состоянию человеческих душ. Мы слышим слово Божие, слышим его в Евангелии,
слышим его в молитве, слышим его даже в своем сердце, когда наша душа, наш ум
говорят нам Божию правду. И как мы на это будем реагировать?
Образы, которые дает Христос, да - это образы, но они идут гораздо дальше
того, что в них сказано. Некоторые слова падают на дорогу; порой мы слышим
новое слово из Евангелия или просто от человека, и в тот момент нам оно
кажется хорошим, интересным, но мы заняты другим. И пока мы откладываем время
задуматься над услышанным, приходят другие мысли, которые отнимают от нас даже
воспоминание о том, что было услышано.
Порой бывает, что слова евангельские или добрые человеческие слова падают в
терние, то есть мы их слышим посреди забот, посреди волнений нашей жизни; мы
заняты совсем другим, и как бы издали до нас доходят какие-то святые слова, но
они заглушаются шумом этой жизни, и мы не успеваем остановиться на них.
Порой бывает, что эти слова падают на каменную почву. Это очень страшно; со
мной это раз случилось так страшно, так жутко, что я этого забыть не могу. Я
вышел читать Евангелие, то есть произносить перед вами, для себя и для вас
слова Самого Христа; и ничего из сказанного Им до меня не дошло. Когда я
вернулся в алтарь, я подумал: как могу я сказать проповедь на слова, которые
до меня вовсе не дошли, на которые я отозвался, будто говоря Спасителю: Ты
напрасно говоришь; то, что Ты говоришь, меня не касается, мне не интересно!..
Представляете себе этот ужас! Я вышел на проповедь и так и сказал, - сказал
честно о том, что Христос говорил со мной, и всё, что я мог Ему сказать в
ответ, это: "То, что Ты говоришь мне, мне неинтересно, до души не доходит,
даже ума не касается, это для меня просто пустой звук".
И
мне стало страшно: как я перед Господом могу стоять в молитве церковной,
руководить этой молитвой, когда эти слова, Христовы слова, обращенные ко мне
лично, оставались во мне как бы пустым звуком. И я обратился тогда к верующим
(может быть некоторые из вас это помнят, а, может быть, эти мои слова тоже
пали в терние и они забыты) - и сказал: «Подумайте: бывало ли с вами, что вы
читали Евангелие, слышали добрые слова, не только в проповеди, но от родных,
от друзей, и единственный отзвук, который у вас был, это: "Ох, отстань, мне
сейчас не до этого! Я устал, у меня другие заботы, другие мысли, или просто я
сейчас не в состоянии даже почувствовать то, что ты мне говоришь - отойди".
Случалось ли с кем-нибудь из вас такое страшное?” А вместе с этим именно это
Христос описывает в этой притче. Как это страшно!
А
иногда бывает, что слово падет на добрую почву, то есть коснется нас, ударит
нас в самую сердцевину нашей души, и тогда всё изменяется. Так случилось с
каждым из апостолов, с каждым из святых, с каждым из грешников, которые в свое
время отошли от греха, стали новыми людьми.
Подумаем об этом: кто я сегодня? Каменистая почва, которая отбрасывает каждое
слово, что я слышу? Дорога, по которой ходят, ходят, ходят? Или душа моя
исполнилась такими заботами, такими тревогами, интересами, что слова Христовы
представляют собой только малую долю того, что я слышу, а в сущности, есть
столько более занимательного в жизни? Боже, какой это ужас!
И
поэтому, как мне один священник раз сказал: читай Евангелие каждый день,
потому что ты будешь меняться с каждым днем. Один раз ты будешь каменистой
почвой; другой раз твоя душа будет как бы заполнена тернием, в другой раз
придорожная пыль наслоится. А в какой-то день, неожиданно для тебя, эти слова
тебя коснутся и окажутся новой жизнью.
Подумайте над этим, - об этом говорит эта притча. Аминь.