Во имя Отца и Сына и
Святого Духа.
Если бы только мы умели ощутить до самых глубин души, всей живой силой сердца,
в
какой славе мы теперь предстоим перед Богом, в какой славе совершается служба
церковная! В Ветхом Завете говорится, что когда освятил Моисей скинию,
исполнилась она, наполнилась до края славой Божией. И каждый раз, когда
освящается храм, каждый раз, когда некое малое место на земле отдается Богу в
нераздельное владение, слава Божия осеняет это место и пребывает на нем.
Около сорока лет тому назад приезжал в наш маленький, убогий храм в Париже
один из великих святителей Русской Церкви, митрополит Литовский и Виленский
Елевферий. Священник встречал его словами, что ему стыдно принимать
митрополита в таком убожестве (а убожество было велико), и Владыка его
остановил: Не говори,— сказал он,— об убожестве храма Божия: место селения
Самого Бога шире и глубже небес!..
И вот теперь, предстоя перед Богом здесь, как те, которые предстоят перед Ним
в величайшем убожестве или кажущейся славе человеческой, мы находимся там, где
пребывает Господь; а где Он — там глубина и высота и ширина бездонного,
вечного Его пребывания. И как полна благодати Церковь Божия! Если бы,
опять-таки, мы умели сердечным чутьем, чистотой сердец, которая дает нам
видеть Бога, осознать: вот сейчас с нами пребывает Господь!..
Среди нас Господь, обещавший,
что где двое или трое соберутся в Его имя, Он будет с ними, Он
тут; нам незачем искать Его
где-то на небесах,— Он
тут, среди нас,
Живой и действующий, и
творящий чудеса.
Недавно пришел ко мне в Лондоне, где я совершаю большую часть своего служения,
человек, который до сорока с лишним лет был неверующим, и стал проситься в
Православную Церковь. Он англичанин, по всему нам чужой, и я его спросил: что
его привлекло к нам, что побудило его принять такое решение? И он ответил, что
с того дня, как он вступил в наш храм, он почувствовал, что в нем живет Бог; а
затем,— сказал он,— продолжая посещать храм, я вдруг обнаружил, что Бог не
только в нем покоится, но что Он действует, претворяя и преображая жизнь и
людей...
В таком храме находимся и мы сейчас. Бог Живой, Бог действуяй, о
Котором говорится в молитве святой Пятидесятницы,— ОН среди нас, мощно,
властно, торжествующе и вместе с этим с каким неописуемым смирением и тишиной!
Не напрасно в канун Своего распятия Он говорил Своим ученикам: Я среди вас,
как служащий... Да, среди нас, как служащий, незаметный, тихий, утешающий
без слов, укрепляющий даром Своей непостижимой силы, радующий сердца — Господь
наш Бог. И с Ним здесь всегда, но сегодня, может быть, как-то особенно
явственно — Пречистая Дева Богородица, праздник Которой мы совершаем, и святые
Адриан и Наталья, и много, много других святых, которые любовью, молитвой
осеняют этот храм и народ, молящийся в нем; и ангелы наши хранители, молящиеся
о всех нас. Какая слава, какое чудо; какая глубина богатства! Чего же мы
страшимся в жизни? С нами Бог, разумейте языцы, и покоряйтеся, ибо с нами
Бог! Да, — но Бог тихий, Тот Бог, Который пришел на землю, приняв зрак
(т. е. образ) раба для того, чтобы быть слугой всех, для того, чтобы
приобщиться всему горю и всему ужасу земли и поднять их на Своих мощных
Божественных плечах и на своих хрупких человеческих плечах. Живой Бог...
И вот мы молимся. Молимся о всех, потому что нам дано Богом быть — вместе со
Христом, вместе с Матерью Божией, с ангелами нашими хранителями, со святыми —
предстателями, печальниками, заступниками горького, холодного, трагического
мира. Этот мир не только тогда трагичен, когда в нем совершается зло, когда
разражается война, когда льется кровь, когда ужас до глубин пронизывает и души
и сердца, и также тело и плоть человеческую. Наш мир трагичен своей
оторванностью от Бога; это — основной ужас земли,
это — основная трагедия.
А нам дано знать Бога, дано Его любить, даром Пятидесятницы дано быть народом
Божиим, плоть от плоти Его воплощенной, дух от Его Духа. Нам дано предстоять
перед Богом за весь мир, и храмостроительство наше тоже есть и свидетельство,
и предстояние. Предательством человеческим весь мир отдан во власть князя мира
сего, и верой человеческой какие-то, порой маленькие, как будто ничтожные
части мира изымаются из этой власти и возвращаются Богу. Храм — такое место.
На нашей грешной, опороченной, оскверненной кровью и злом, земле, храм —
место, которое принадлежит безраздельно Богу. Здесь Он, отвергнутый порой
везде, — у Себя дома. Есть образ в книге Откровения Иоанна Богослова, где он
говорит, повторяя слова Спасителя: Я
стою у двери твоей и стучу...
Господь, как странник, ходит по земле, стучась в двери каждого сердца и
каждого ума, в двери каждого дома: не откроют ли Ему? И часто дверь остается
закрытой, и Он уходит на пути земли; а здесь, в храме, у Него есть дом. Вера
людская, вера наших русских предков создала
храмы, приют для бездомного нашего Бога.
Царь неба и земли захотел быть с нами, бездомный на земле, как мы грехом и
изменой делаемся бездомными на небе. Среди нас Господь. Мы здесь Ему даем
приют — любовью и верой и лаской, и радостью и молитвой; Ему здесь есть, где
главу преклонить. Какое счастье для нас, что нам дано
так послужить Богу, Который
пришел нам послужить жизнью и смертью, и гефсиманским ужасом, и голгофской
богооставленностью!
Поэтому будем ходить сюда из недели в неделю, из года в год. Помните, где вы
находитесь, помните,
чтo
здесь происходит, помните, какое чудо Божия присутствия нам дано, и
прислушивайтесь к тем величайшим словам, которые звучат в этом храме. Одного
такого слова для тысяч людей было бы достаточно, чтобы ожить. Мы к ним
привыкли... Как страшно привыкать к самым большим вещам!
Выходит священник и говорит: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и
любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа да будет со всеми вами...
Разве мы не понимаем,
чтo
это значит? Благодать Христа, и вселение Святого Духа, и всех объемлющая
любовь Отчая... Разве это уже не вечная жизнь нам дается? Разве с этого жить
нельзя? И творить нельзя? И жизнь ради этого нельзя отдать? Как это дивно и
как это велико!.. Будем, поэтому, молиться из недр души, из всех сил души
открываться немощью нашей всей победоносной силе Божией, и в нас совершится
то, что во святых совершается: загорится любовь, вырастет несокрушимое
мужество, родится и смирение; и тогда, послушные воле Божией, прислушиваясь к
ней, творя ее радостью, мы будем благословением для земли; люди будут
говорить: "С нами Бог, потому что среди нас есть христианин; не оставил землю
Свою Господь,— среди нас есть Христов народ".
И порой это так явно бывает. Я закончу примером, чтобы вы почувствовали, что
это может значить. Во время войны была взята в концентрационный лагерь в
Германию женщина, русская
монахиня; после некоторого времени пребывания там пришли в какой-то день
звать по списку женщин на смерть. Среди них была молодая девушка; она хотела
жить, она билась и плакала.
Мать Мария к ней
подошла и сказала: "Не плачь, конец всему — не смерть, а жизнь". И так как та
еще колебалась душой, она ее обняла и сказала: "Не бойся,— я с тобой пойду". И
не призванная никем, она пошла на смерть рядом с ней, вместе, свободной
вольной волей,— как Христос Себя отдал на нашу смерть, чтобы мы могли жить Его
жизнью. Свидетельницы этого разговора, оставшиеся в живых, рассказывают, как
водворилась небывалая тишина, как стало тихо и глубоко; они почувствовали, что
Бог среди них, и что Бог хрупкой плотью этой женщины идет на смерть с тем,
чтобы не было страшно другим умирать.
Как это дивно! Женщина была простая, такая же хрупкая, как все мы, но она
услышала влечение любящего сердца и веры своей. Конечно, не всем нам под силу
такой подвиг любви и такая
вера. Но взирая на эти примеры, на сонмы святых, на тех святых, имена которых
мы знаем и любим, станем учиться раньше всего — любить. А когда
научимся любить, то и жизнь свою отдадим, потому что тогда никто у нас ее
отнять не сможет, мы ее дадим радостью и любовью, чтобы нашей жизнью и смертью
другие могли жить,
не прозябать,— жить полнотой той жизни,
о которой говорит святое, животворное Евангелие Христа |