Митрополит Антоний Сурожский
ВОСКРЕСЕНЬЕ О САМАРЯНКЕ
Когда Христос разговаривал с самарянкой, Его ученики дивились: как Он может
говорить с чужим человеком? Но Бог есть Бог всех: всех сотворил Господь, всех
объемлет Его любовь, ко всем пришел Христос, ради всех Он жил, ради всех Он
умирал, для каждого Он пережил Богооставленность, и в таинственный, страшный
ад каждого человека Он вошел. Ученики еще делили людей на своих и чужих;
Христос всех объемлет одной любовью. И мы призваны, будучи Христовыми, так же
и относиться ко всем, ради которых пришел Спаситель на землю, ради которых
Отец отдал Своего Единородного Сына на смерть.
Так ли мы относимся к людям? Не делим ли мы их на „своих” и на „чужих”, на
друзей и на врагов? Мы призваны не к друзьям Божиим, а к „врагам” Божиим идти
с благовестием о спасении, с благовестием о новой жизни, которая в Боге и
которая им дается.
В конце сегодняшнего Евангелия Спаситель говорит: Поля уже побелели, жатва уже
готова, а делателей – мало... И когда мы оглядываемся на христианское
общество, на свою Церковь и на все Церкви, которые именем Христа себя
называют – и справедливо! – разве мы не ужасаемся при мысли, что нас столько,
а слово Божие умирает в нашей среде? Прозвучит – и умрет, прогремит – и больше
ничего не слышно... Мы призваны Христом быть Его присутствием на земле, Его
свидетелями; мы призваны быть на земле как бы продолжением Его воплощенного
присутствия; больше того, если можно это сказать: присутствием и Христа, и
Духа Святого, живущего в нас. И что? – миллионы вокруг нас жаждут; жаждут
слова истины, жаждут слова надежды, слова любви, слова веры, жаждут, чтобы к
ним пришел вестник от Христа, в котором они могли бы узнать Того, Кто его
послал: Спасителя, не Судью, а Друга, способного сказать Иуде самому „друг
Мой”... Поля побелели, миллионы жаждут, миллионы изголодались; а мы живем
замкнутой, пугливой жизнью.
Когда самарянка услышала о Христе слова, которые дошли до ее души, пролились в
эту душу, как живая вода проникает в иссохшую землю пустыни, – она все
бросила; она забыла, зачем пришла к колодцу; она поспешила в город, чтобы
поделиться с людьми чудом: она встретила Того, в Ком она почуяла Мессию,
Спасителя мира Христа. И то, что она говорила и что с ней случилось, было
таково, что люди поверили ее слову и пошли ко Христу... Кто, слыша наше слово,
готов все бросить, все напрасные поиски, для того чтобы прийти ко Христу,
Который есть и Истина, и Путь, и Жизнь? Наше свидетельство тускло, бледно; ее
свидетельство было подобно пламени; оно было прозрачно, как свет: люди слышали
свидетельство и не видели женщину. Когда мы говорим, как часто люди
видят только нас и не слышат слова,
которое звучит, которое должно было бы прогреметь
через нас, через нашу прозрачность доходить до них, как жизнь.
А затем, придя ко Христу, люди говорили этой женщине слова, к которым мы
относимся часто болезненно: уже не по твоему слову мы верим, – мы сами
видели!.. Как часто нам хочется, чтоб человек вспомнил с благодарностью о том,
что мы его привели ко Христу, мы ему открыли дверь Церкви, мы
ему дали радость, надежду, зачаток веры... С какой готовностью самарянка стала
незаметной; с ней случилось то же, что было с Иоанном Крестителем: Христос
вырос во весь рост перед людьми – и они забыли про Иоанна...
Подумаем и мы над нашим местом в деле спасения. Как часто я слышу людей,
говорящих: почему нас мало? Почему это дивное провозглашение Православия не
зажигает, не просвещает всех вокруг? – потому что мы тусклы! Потому что
наше слово слабо, потому что мы боимся провозглашать всем голосом – и не
голосом только, а всей жизнью – наше, или, вернее, Божие благовестие.
Задумаемся же над самарянкой. Христос пришел ко всем; Он нам возвестил, что
придет время, когда не тут и не там надо будет искать истинных поклонников
Богу и Отцу, что те, кто поклоняется Ему, должны поклоняться Духом и
Истиной. Но этот Дух, эта Истина должны просиять через нас; мы посланы в
мир, мы – апостолы Христовы, мы – свидетели Его, и по нам будут судить
Христа... Подумаем над нашей ответственностью, и с радостью поделимся тем
богатством, тем счастьем, той верой и надеждой, тем ликованием, которые дает
нам Христос. Аминь. |
|