Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Углубляясь дальше и дальше в недели
Великого поста, мы можем со всё возрастающей благодарностью и радостью
сказать: Жива будет душа моя, и в благодарности я прославлю Тебя, Господи!
В первую неделю Поста мы видели
исполнение всех ветхозаветных обещаний о спасении: Бог стал человеком,
спасение пришло, - возможно всё.
А потом, на второй неделе, святые
всего мира торжествующе провозгласили нам, что Бог не только пришел и жил
среди нас, но и излил на нас, на Свою Церковь и в каждую человеческую душу,
готовую принять Его, преображающий дар и вселение Святого Духа, Который
постепенно всё глубже вводит нас в общение с Живым Богом, пока не придет, не
наступит день, когда мы станем причастниками Божественной природы...
И сегодня, если мы спросим себя: но
как это возможно? как может быть, чтобы мы были прощены, как может зло
упраздниться? - если мы себя так спросим,
то, воззрев на Крест, мы еще одной ступенью углубимся в благодарность,
погрузимся в радость и в уверенность.
Есть в Евангелии место о том, как
Христос говорил о спасении и о его условиях, и Петр спросил Его: Но тогда
кто же может спастись? -
и Христос ответил: То, что невозможно людям, Богу
возможно…. Он пришел Сам; полнота Божества обитала в человеческой
личности, и Он имеет власть простить, потому что Он -
жертва всего зла, всей жестокости, всей
разрушительности в человеческой истории: поистине, никто, кроме жертвы,
не может простить тем, кто в ее жизнь принес зло, боль, горе, разрушение,
смерть. И когда Христос говорит: Отче, прости им,
они не знают, что делают! -
Он прощает не только Своих собственных убийц, Он
идет гораздо дальше, потому что
Он же
сказал: Что сделали единственному из самых меньших Моих братьев и сестер, вы
Мне сделали, не только доброго, но, поистине, и самого худшего. Потому что
состраданием, солидарностью Он отождествляется, делается единым с каждым
страдальцем, и смерть, боль, мука душевная каждого -
Его
смерть, и боль, и мука. И поэтому, когда Он молится: Отче, прости! Они не
знают, что они делают, что они
сделали... - Он молится за каждого из нас
не только в Свое имя, но и во имя всех тех, которых в результате человеческого
греха посетило зло.
Но прощает не только Христос:
каждый, кто пережил страдание, в душе ли, в теле или в духе, призван отпустить
на свободу тех, которые это страдание причинили. Ясно тогда, почему Христос
говорит: Прости, чтобы и тебе было
прощено: потому что жертва и виновный связаны в едином узле взаимной
солидарности и ответственности; только
жертва может сказать: Господи, прости ему, прости
ей! - и только тогда Господь может
ответить: Прощаю!..
Но понятно ли нам, какую это на нас
накладывает ответственность в отношениях со всеми и с каждым? А также какая
дивно-бездонная глубина надежды распахивается перед нами, когда мы взираем на
Крест и видим, что в солидарности со всем человечеством Христос,
поднимая на Свои плечи всё страдание земли, вольной волей соглашаясь на
невозможную смерть, сказал во имя всех страдальцев: Да -
мы прощаем!
Это -
еще один шаг к свободе, еще один шаг к тому
моменту, когда перед нами предстанет Воскресение Христово, которое и нас
охватывает целиком, потому что воскресший Христос
всем и каждому из нас открывает полноту вечной жизни.
И вот снова и снова мы можем
сказать, что Пост - это весна новой жизни,
нового времени, обновления, и не только через покаяние, но и тем, что Христос
Сам берет нас, как пастух взял на Свои плечи заблудившуюся найденную овцу, как
Христос взял Свой Крест, принес его на место смерти и упразднил
смерть, упразднил
зло прощением и отдачей Своей жизни. И вот еще и
еще раз нам предложен новый шаг в свободу и в новизну. Вступим же еще глубже в
эту тайну, в это чудо спасения, и возрадуемся о Господе, и, радуясь, шаг за
шагом, еще и еще, выразим свою благодарность новизной, обновлением своей
жизни. Аминь! |