Митрополит Антоний Сурожский
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ/ НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ
(публикуется впервые)
Во
имя Отца и Сына и Святого Духа.
На
славянских языках слово "сретенье" имеет два значения: встреча и радость. И мы
празднуем сегодня день, когда Спаситель Христос, придя на землю безответным,
хрупким младенцем, был встречен ветхозаветной праведностью, ветхозаветной
святостью и зрением - как Господь, пришедший на землю, как Спаситель мира.
Встречей было чудо сотворения мира, когда Господь каждую тварь вызывал к
бытию, и каждая тварь из небытия подымалась в бытие, и первое, что случалось,
это была встреча с Живым Богом и со всеми другими, уже созданными тварями.
Встреча и радость; зрение Божественной славы и еще незапятнанной, совершенной
красоты мироздания. Потом эта красота померкла, это мироздание было
изуродовано, и в этот страшный мир Бог вошел плотью через Рождество Христово.
И снова, те твари, которые были способны чистотой сердца, или глубокой
мудростью, или подвижнической святостью узнать Его - Его узнали и поклонились
Ему в радости, что спасение пришло. Таковы были простые, чистосердечные
пастухи, которым ангелы возвестили Рождество Христово в рождественскую ночь,
мудрые волхвы, и теперь - Симеон и Анна, подвигом святости ставшие прозрачными
и зрячими.
И
все мы призваны к этой дивной встрече, и всем нам дано искать чистоту сердца,
глубокую мудрость, которая открывается нам в Священном Писании, и ту чистоту и
святость, которая дается только духовным подвигом.
Всем нам открыта встреча как радость; но не все в эту радость вступают.
Сегодня мы вспоминаем притчу Христову о мытаре и фарисее; фарисей делами был
праведен, он всё творил, что должен был творить праведный человек, жил так,
как человеку следовало жить. Но всё было в нем отемнено гордыней и
самодовольством, чувством, что он своей житейской праведностью получает
какие-то права перед Богом. Как сказано в Евангелии: фарисей вошел в церковь;
крепко стал на своем месте; оглянулся и, озираясь, осудил всех вокруг себя:
Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как другие люди, что я праведен перед
Тобой, что, конечно, я не такой, как этот мытарь!..
А
мытарь, который жил скверно, был в презрении у людей, потерял уважение к
самому себе, не смел даже войти в храм, остановился у притолоки церковной, не
смел даже поднять глаз своих на небо, а только стоял, сознавая, что храм -
удел Божий, освященный, исполненный присутствием Живого Бога, и что туда ему
нельзя, и бил себя в грудь, и говорил:
Господи! Будь милостив ко мне грешному... Он
знал, что прав у него нет, что пути перед ним нет; но он знал, что может
сделать сострадание, милость, любовь. Верно, он в своей жизни испытал, как его
каменное сердце иногда на минуту могло вздрогнуть жалостью; и тогда, как бы
наперекор земной правде, он поступал с милосердием и видел радость, и перед
ним открывалась надежда других людей. И теперь он сам стоял перед Богом с этой
надеждой, что невозможное будет.
Все мы призваны к встрече; все мы призваны, чтобы эта встреча была радостью -
только бы мы стали у притолоки церковной, только бы мы сознали, что прав на
Бога у нас нет, прав нет у нас на милосердие Божие или на жалость, на любовь
людей; что и Божия милость, и человеческая милость и любовь - это бесценный
дар, который нельзя заслужить, но который может быть дан и который надо
принять благоговейно, на коленях, с изумлением, с благодарностью... И тогда
невозможное делается возможным; мытарь вернулся к себе оправданным в большей
мере, нежели фарисей, чья праведность несравнима с сокрушенным сердцем
грешника.
Вот перед нами путь, вот наша надежда, вот наше призвание: пойдем же к Господу
с этой надеждой, с сердцем сокрушенным, смиренным, ожидающим ласки, прощения и
милости, но не в награду, а только как неоплатный дар. Аминь. |
|