Митрополит Антоний Сурожский
ИСЦЕЛЕНИЕ ГАДАРИНСКОГО БЕСНОВАТОГО
(Лк. 8: 26-39)
Сегодняшний рассказ об исцелении человека, одержимого легионом бесов,
раскрывает перед нами одну из самых волнующих и дивных картин того, как Бог
дорожит и высоко ценит каждого человека.
Смотрите: один-единственный человек из всего мира тут стоит; и сражаются не
только за его вечную судьбу, но также и за его земное существование, его
душевную и физическую цельность на земле - воплощенный Бог и враг, сатана: за
одну-единственную человеческую личность, потому что каждый из нас имеет в
глазах Божиих Бесконечную, высшую ценность. Не сказал ли Он Сам, что добрый
пастырь оставляет девяносто девять овец, не нуждающихся в Его заботе, чтобы
спасти единственную потерявшуюся овцу? И вот мы видим Его, и лицом к лицу
перед Ним - причину и источник всякого зла, князя тьмы, сатану, борющихся:
физическая, душевная болезнь этого человека является частью ужасности мира,
искаженного человеческим грехом, то есть тем, что человек отвернулся от Бога.
И
мы видим Бога, пришедшего спасти этого человека не только как духовное
существо, но и в его обыденной, простой человечности. Сатана в Священном
Писании назван “врагом”, тем, кто ведет вражду со всем добрым, что Бог
предлагает человеку. И борется он против добра, опять же словами Священного
Писания, тем, что он лжец и убийца. Ложь - это попытка ввергнуть или завлечь
кого-либо в мир нереальности, в мир, где нельзя жить; ложь - это извращение
правды, цель которого сделать жизнь невозможной, и это ведет к гибели.
Христос есть Истина. Не дивно ли подумать, что Христос есть истина не только о
Боге, но тоже и истина о человеке? И когда мы поворачиваемся ко Христу и
обращаемся к Нему, то восстанавливается и наша вечная судьба и наша
человеческая цельность. Это мы видим в сегодняшнем рассказе: безумие,
сплетенное лжецом и убийцей, побеждено Тем, Кто есть высшая совершенная
реальность - и Божественная, и человеческая.
И
затем, в этом рассказе есть еще одна черта, которую я хотел бы подчеркнуть.
Человек исцелился; его единственное желание - остаться с Тем, Который вернул
ему цельность, Который распахнул перед ним новую жизнь: вечную жизнь уже на
земле, человеческую жизнь в ее полноте. И Христос не велит ему этого; Он
говорит ему: Иди домой и скажи другим, что произошло с тобой...
Это Он говорит всем нам. В то или другое мгновение, а иногда, может быть,
в течение целых периодов, мы чувствуем, что мы прикоснулись края ризы
Христовой, и новизна, жизнь, красота, и правда пришли к нам. И мы хотим
прилепиться, хотим остаться там, где с нами это случилось. Это может быть в
среде людей, которые дали нам это чувство новизны; это может быть в
молитвенной обстановке церкви. Где бы это ни было, когда мы получили обильно
то, что Бог предлагал и дал нам, мы должны услышать Его голос, говорящий: Ты
получил исцеление, ты теперь - новый человек, иди же к своим, иди к друзьям,
иди ко всем тем, которые не получили еще этой новизны, и расскажи им, что
случается, когда мы встречаем Христа, воплощенного Бога! Расскажи им, так,
чтобы и они тоже могли стать новыми, чтобы они могли уже сейчас на земле, уже
во времени войти в вечную жизнь!..
И
это обращено не только к человеку, исцелившемуся столько столетий назад; это
обращено к каждому из нас. То, что нам дано, мы должны провозглашать, и
делиться этим, делиться щедро, потому что миллионы людей изголодались по
полноте жизни, которую Один только Бог может дать.
И
вот услышим эту весть: весть о том, что каждая отдельная человеческая личность
так дорога Богу, что Бог может забыть всех остальных, чтобы окружить заботой
того, кто в нужде. И потому-то сатана так старательно плетет сети погибели
каждому из нас: потому что вырвать из рук Божиих хоть единого из нас значит
лишить Бога кого-то, кого Он любит всей Своей жизнью и всей Своей смертью. И
если мы - народ Божий, то мы должны услышать, что было сказано этому человеку,
и, ликуя о том, что мы получили, идти, делиться и принести другим ту
цельность, ту новизну жизни, которую мы переживаем если не все время, то в
благословенные минуты нашей жизни. Аминь! |
|