Во
имя Отца Сына и Святого Духа.
В
это воскресенье и в наступающие дни все говорит нам о вере, как ее определяет
Апостол в 11-й главе Послания к евреям: вера - это уверенность в вещах
невидимых, внутренняя уверенность, твердая уверенность, которая позволяет жить
согласно с тем, на что надеешься и чего ожидаешь, и жить для того, что грядет.
Родословная Христа говорит именно б этом. Бесчисленные имена, которые сейчас
читались, имена тех, которые даже и не вошли в летопись, это имена тех людей,
которые из тысячелетия в тысячелетие, из столетия в столетие ожидали прихода
Христа; ожидали в уверенности, что слово Божие, обещание Божие неложно, что
оно исполнится и придет время, когда с нами будет Бог, когда Бог Небесный,
Таинственный, Непостижимый, Невидимый вдруг, чудом, станет видимым, близким,
родным, своим, оставаясь одновременно тем, чем Он изначально был: Богом,
Которого нельзя никаким именем назвать, Которого даже познать нельзя иначе,
как поклоняясь Ему и открываясь Его Откровению.
Вера - это уверенность в вещах невидимых. Мы это слово употребляем по
отношению к Богу, к вещам духовным; но оно относится также ко многому в
обычной жизни. Мы говорим о любви, мы говорим о красоте. Когда мы говорим, что
любим человека, мы тем самым говорим, что непостижимым, невыразимым образом в
нем прозрели нечто, чего другие в нем не видели. И когда мы, охваченные
восторгом, восклицаем: "Как это прекрасно!" - мы говорим о чем-то, что до нас
дошло, но чего мы не можем просто истолковать; мы только можем сказать: "Приди
и виждь", как апостолы говорили своим друзьям: приди, взгляни на Христа, и ты
узнаешь, что я в Нем увидел…
И
вот, наша вера в вещи невидимые, с одной стороны, является личной нашей верой,
то есть тем, что мы сами познали, тем, как мы когда-то, хоть один раз в жизни,
прикоснулись края ризы Христовой - и почуяли Его Божественную силу; хоть раз
взглянули в Его очи - и увидели бесконечное Его милосердие, сострадание,
любовь. Это может случиться непосредственно, таинственным путем встречи живой
души с Живым Богом; но это бывает тоже посредством других людей. Мой духовный
отец мне раз сказал: никто не может отрешиться от земли и обратить весь свой
взор на небо, если в глазах хоть одного человека, на лице хоть одного человека
не увидит сияние вечной жизни…
В
этом отношении мы все ответственны друг за друга, все ответственны за ту веру,
которую имеем или по которой тоскуем и которая нам может даться не только
чудом непосредственной встречи лицом к лицу с Богом, но и через посредство
человека.
Вера, поэтому, складывается из многих элементов. С одной стороны, это наш
личный опыт: вот, я увидел в этих очах, на этом лице сияние вечности, Бог
просиял через этот лик… Но бывает: я как-то чую, что есть нечто - но не могу
это уловить! Я улавливаю только немногое - и тогда могу обратиться взором,
слухом, общением души к другим людям, которые тоже нечто познали, - и то
жалкое, может быть, но драгоценное, святое знание веры, которое мне было дано,
расширяется опытом, верой, то есть уверенностью, знанием других людей. И тогда
моя вера делается шире и шире, глубже и глубже, и тогда я могу провозглашать
истины, которыми обладаю не лично, но соборно, вместе с другими людьми. Так мы
провозглашаем Символ веры, который нам дан издревле опытом других людей, но
который мы постепенно познаем, приобщаясь этому опыту.
И
наконец, есть другая вера, о которой говорит Евангелие от Иоанна: что Бога
никто не видел, кроме Единородного Его Сына, пришедшего в мир - спасти мир.
Есть истины веры, которые мы принимаем от Христа, потому что Он знает все
глубины Божественные и всю глубину человека, и может приобщить нас и к
человеческой глубине, и к Божественным глубинам.
Слушая сегодняшний перечень имен, подумаем об этих людях. Некоторые из них
были святыми, людьми чистой жизни, людьми, через которых сияла вечность, в
которых сиял Бог. Но среди этих мужчин и женщин есть и грешники: как же они
вошли в эту родословную? Они вошли, потому что жили ожиданием Христа. Вся их
слабость, вся их немощь, вся их греховность не помешали им жить только этой
мечтой и этой уверенностью.
Поэтому взирая на себя, когда будем думать о нашей греховности, мы должны
поставить вопрос: мешает ли она нам? Не препятствует ли она нам жить этим
ожиданием встречи, встречи с Живым Богом, ставшим живым человеком? И если наша
греховность стоит между Богом и нами, мы должны с ужасом от нее отвернуться,
оторваться, чего бы это нам ни стоило. Но если она нам "не мешает", мы должны
от нее оторваться, мы должны с ней бороться так же сурово, так же страстно,
как я только что сказал, зная, что наша тоска по Боге нам открывает путь веры.
Будем, поэтому, идти этим путем, но будем помнить, что вера не заключается
только в том, чтобы верить в истину, а в том, чтобы быть верными этой истине,
верными той правде, той истине, той чистоте, той святости, которые нам явил
Господь и к которым Он нас призывает. Итак - уверенность в вещах невидимых,
верность этому Живому Богу жизнью и, если нужно, смертью, как святые это
показали, и в Ветхом Завете, и после Рождества Христова. Аминь!