является исполнением заповеди Христовой, что она
является уже на земле Царствием Божиим пришедшим в силе, еще нельзя.
О
чем же речь идет? Христос нам говорит о том, что мы должны любить друг друга;
Он не делает никаких различий; что Он этим хочет сказать? Он, мне кажется,
хочет сказать, что мы должны каждого человека, каждого встречного и
поперечного, знакомого к незнакомого, чужого, привлекательного или нет,
оценить: это человек с вечной судьбой. Это человек, которого Бог из небытия
призвал к жизни, с тем, чтобы он сделал свой, неповторимый вклад в жизнь
человечества. Это человек может нам по-человечески не нравиться, он может быть
нам чужд, он может нам быть непонятен - но он Богом был вызван и поставлен в
мир, чтобы внести в этот мир что-то, чего мы не в состоянии внести. И больше
того: он поставлен на моем пути жизни для того, чтобы мне нечто открылось.
Открылась бы мне, во-первых, моя неспособность видеть всякого человека как
икону; умеем ли мы друг на друга так смотреть? Я боюсь, что мы не умеем, что
есть люди, которые нам близки, дороги, а другие, в лучшем случае, просто
чужды.
И
вот на этих "чужих" людей нам надо обратить особенное внимание, потому что они
перед нами ставят вопрос: ты со Христом или без Него? Потому что этого
человека, которого Христос возлюбил до смерти крестной, ты знать не хочешь. Он
тебе чужд, он тебе непонятен, тебе нет дела до него; если бы его не было на
свете, тебе было бы так же просто и хорошо. Разве это христианская любовь? Мы
должны научиться на каждого человека, который встречается нам, посмотреть и
сказать: это - икона Христова, это образ Божий, этот человек - посланник
Божий. Он послан для того, чтобы чему-то меня научить, чтобы мне принести
нечто, чтобы передо мной поставить вопрос, требование, Божие. Иногда мы это
умеем делать через некоторое время; а иногда мы не умеем это делать до
момента, когда уже как будто и поздно.
Мне вспоминается разговор с одним русским священником ранней эмиграции,
который был воином в Белой армии, который все года своей эмигрантской жизни
посвятил борьбе в большевизмом, который всей душой отвергал Сталина, И в
какой-то момент он узнал, что Сталин умер. И в тот момент с ним случилось
что-то, чего он не ожидал; он подумал: а вдруг Бог судит Сталина так, как я
его судил и до сих пор не могу перестать судить?! Я его ненавидел; неужели
Бог, когда он станет перед Ним, его встретит ненавистью, отвержением, и это не
на время, а на вечность!? И я помню, как он мне сказал, что он пришел в такой
ужас о себе, что он бросился в алтарь, бросился на колени, и сказал: Господи,
прости за ненависть, которую я имел к этому человеку! он теперь перед страшным
судом; Господи, не прими мое осуждение против него... Это - крайность; это
такое положение, в котором никто из нас не находится, и, дай Бог, не попадет;
а кто знает? Сколько есть людей, которых мы не любим, не принимаем, отвергаем,
хотя не в такой мере...
И
вот подумаем о том, на каком уровне любви мы находимся. Находимся ли мы на
уровне любви детей к родителям, невесты и жениха друг ко другу, неразлучных
друзей, которым никогда не пришлось столкнуться с болью и с отрицательными
свойствами любимого? Или, находимся мы в положении тех людей, который окружены
чужими, для которых мой ближний не существует, которого я люблю, поскольку он
мне не мешает жить, которого я отвергаю в тот момент, когда он становится на
моем пути... Если мы так можем думать о ком бы то ни было (и я уверен, что мы
можем думать так о многих людях вокруг нас), то мы еще не научились тому, что
значат Христовы слова: любите друг друга, как Я вас возлюбил... Он каждого из
нас возлюбил не за его добродетель, не за его красоту, не за то, что он так
хорош, а за то, что ему так нужна любовь для того, чтобы стать человеком, для
того, чтобы опомниться, для того, чтобы стать новой тварью, чтобы жизнь в него
вошла...
И
вот, посмотрим друг на друга, хотя бы в нашем храме, хотя бы среди наших
знакомых, и поставим вопрос: люблю ли я этого человека такой любовью? А если
нет, то я еще не начал любить любовью Христовой. И как это страшно, как это
страшно подумать, что когда-то я встану перед Богом, вокруг меня будут люди,
которых я знал всю жизнь, и я скажу: этих людей - никогда не любил, и не
люблю, и знать не хочу. Я хочу войти в Твой рай, Господи, там им места нет,
так же как нет места им в моем сердце на земле!.. Подумаем, потому что эта
заповедь Христова: любите друг друга, как Я вас возлюбил - не простая
заповедь; она требует от нас совершенно нового оборота в жизни. Подумаем,
подумаем даже просто о том человеке, которым рядом с нами сейчас стоит: он нам
свой или он нам чужой? Он существует для меня или просто не существует? А если
существует, то в какой мере? Как?..
Подумаем об этом. Потому что рано или поздно мы станем перед Христом, Который
скажет нам: Я для этого человека пришел в мир, Я для этого человека умер на
Кресте. И если ты его отвергаешь, то ты весь Мой подвиг любви отвергаешь; ты
делаешься чужим Мне по собственному выбору. Аминь!