Митрополит Антоний Сурожский
ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Слово, сказанное на всенощной 13 октября 1989 г. в храме Болгарского подворья в
Москве
Во
имя Отца и Сына и Святого Духа.
Второй раз мне дано служить в этом храме; и с обновленной радостью пришел я к
вам сегодня,- не только с моей радостью о том, что мы с вами предстоим перед
Богом вместе, как одно тело, одна душа, забывая все, что нас разделяет, хотя
бы на то короткое время, когда Христос посреди нас, когда мы все взираем
только к Богу и когда наше сердце открывается под действием Его благодати; но
сегодня еще две радости могут наполнить наши сердца.
Первая - это самый праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в канун которого мы
вступили. Рассказ о Покрове - один из самых дивных рассказов - раскрывает
перед нами чуткость русской души изначально. Рассказ идет о том, что славяне,
наши предки, хотели взять Царьград, Константинополь поздних дней, и что Божия
Матерь простерла Свой покров над городом христианским, над городом, который
служил и поклонялся воплощенному Богу, Сыну Ея, и буря разнесла русские ладьи.
Греки надолго забыли об этом празднике, но русские никогда этого не забыли. Их
не ранило то, что они явились предметом как бы гнева Божией Матери; они
изумились перед той любовью, перед той защитой, которую Божия Матерь простерла
над теми, кто любил Сына Ее Единородного. И мы сегодня, как наши предки, после
многих столетий радуемся этому празднику, потому что в этот день Божия Матерь
простерла Свой покров не только на град Константинопольский, но над всеми
христианами, которые нуждаются в милости Божией и в защите.
И
если подумать о Божией Матери, о том, что Она - хрупкая девушка: Она не силой
защищала Свой народ, Она защитила Свой народ, город Свой - молитвой Своей,
предстоянием, мольбой перед Богом: пожалей, потому что Мое материнское
сердце не может вынести мысли о том, что те,
которые Тебе предали свою жизнь, могли бы быть Тобой оставлены...
Любовь бесконечно хрупка, любовь бесконечно как будто немощна, а вместе с этим
нет ничего крепче и сильнее любви. Ветхий Завет нам говорит о том, что любовь,
как смерть, крепка. Она может устоять перед лицом смерти. Могут умереть самые
близкие, дорогие нам люди, а любовь наша к ним только разгорается больше,
делается глубже, делается чище, и делается теперь не только временным
переживанием, но вечным чувством единства в Боге. Вот такою любовью любит нас
Божия Матерь.
И
Россия с ранних лет была посвящена Божией Матери, Пресвятой Богородице. Киев
уже имел храм Ея имени. И Божия Матерь является как бы покровительницей Руси,
не только христиан в ней, но всех тех, ради которых на землю пришел Ее Сын,
Божий Сын, ради которых Он жил, учил и ради которых Он УМЕР, чтобы они могли
поверить в Его любовь, ради которых Он умер, чтобы иметь право, когда Его
распинали на кресте, молиться Богу и Отцу, говоря: Отче,
прости им, они не знают, что творят... И это
слово Он оставил нам как завет, как завещание.
Каждый раз, когда мы являемся жертвой чего бы то ни было - домашней ли распри
или государственной борьбы, войны или жестокости - мы должны научиться не
словами только, а всей душой, всем телом нашим, если нужно, сказать: "Прости
им, Отче, они не знают, что творят; я не стану на Страшном суде перед Тобой
обвинителем этих заблудших людей, я стану перед Тобой, говоря: прости, прости,
они же были безумны, они были слепы!" Вот чему нас учит Матерь Божия, чему нас
учит наша вера христианская.
И
другой повод к ликованию у нас сегодня - это причисление к лику святых двух
патриархов Российских, двух патриархов Московских: первого патриарха земли
Русской Иова и первого патриарха, вступившего на престол древних святителей
после более чем двухсотлетнего перерыва, Тихона. Патриарх Тихон - наш
современник. Как редко бывает, что мы можем причислить к лику святых человека,
которого еще некоторые - может, и многие - помнят. Я помню, как в церквах мы
молились о патриархе Тихоне, как мы плакали о его смерти, как мы с надеждой
возносили наши молитвы о местоблюстителе Петре. Для нас за рубежом патриарх
Тихон был связующим звеном с потерянной родиной на необретенной чужой земле.
Вся крещеная Русь молилась за него как за своего Первосвятителя, потому что он
предстоял Богу, моля, моля, умоляя Его о помиловании Русской земли,
растерзанной и войной, и междоусобицей, и ненавистью. И мы, вдали, как бы
брошенные за пределы нашей Родины, которая была единственной нашей земной
любовью, знали, что через него, в нем мы - одно с Русской землей, с нашей
Родиной потерянной.
Он
человек старых времен, и он вошел в новое время; мгновенно, в течение самого
короткого времени ему пришлось вглядеться
в
совершающееся, и из глубин мудрости, которую ему давал Господь, он вглядывался
в события и в небывалые новые обстоятельства, искал путей Божиих; и он их
обрел, и он вывел Церковь на правильный, верный путь и исповедничества и
верности своему народу и своей земле. Как это дивно! Какой это подвиг
человеческой души - суметь оторваться от всего того, что было его прошлое, и
войти, уже зрелым, стареющим человеком, в новую жизнь, такую страшную, жизнь
разделенности, крови, страха, боли. Какая для нас радость думать, что он
молится о нас!.. Но не потому молится он о нас, что мы его причислили к лику
святых: он молился о нас с первого дня своего патриаршества, он молился о нас
в течение всей своей жизни, он молился о нас из глубины своего страдания,
печальника на земле Русской, предстоятеля перед Богом; и он, с тех пор как
оставил землю и предстал перед Богом, молится о нас.
Но
не наше избрание его сделало святым: дивно сейчас то, что настало время, когда
земля Русская в целом, Церковь Русская может открыто, ликующе, торжествующе
провозгласить святым одного из новомучеников российских, за кем последовали
миллионы людей, окончивших свою жизнь мученической смертью за свою веру, за
любовь к Богу и за неколеблющуюся любовь к людям. В его лице мы узнали и
провозгласили славу всех тех, которые за последние семьдесят с лишним лет
умирали, говоря: Прости им, Отче, они не знают, что творят!.. И мы теперь
познали это, поняли глубину этого, одновременно и трагичность, и славу этого,
и теперь мы можем не только надеяться,- нет: не только быть уверенными в
сердцах наших в том, что он молится о нас,- мы это знаем, Церковь
провозгласила это знание наше, эту уверенность нашу. И мы будем молиться
теперь не только Святителям, которых мы поминали раньше, но прибавим к ним
Иова, первого нашего патриарха, и первого патриарха нового и страшного и
дивного времени - патриарха Тихона. Он стоит у грани двух миров, он как бы
вратарь, который отверз трагедию российскую благодати Божией. Слава ему,
благодарение ему; слава Богу и слава Матери Божией. Аминь! |
|