Митрополит Антоний Сурожский
ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
С
трепетом и с глубоким сознанием священного ужаса мы поклоняемся сегодня перед
Крестом Господним. И вместе с этим мы празднуем победу Божию над грехом, над
злом, надо всем, что разделяет человека и мир от Него...
Художественные изображения Креста часто заслоняют в нашем сознании тот крест,
каким Спаситель нес его на Голгофу, крест, на котором умирал Господь. В те
далекие времена крест значил смерть преступника; смерть такого преступника,
перед которым содрогалось ужасом человеческое сознание; преступника, который
людьми, народом, градом был извержен вон, которому места не было среди людей,
и путь его, через жестокую смерть, лежал во дно адово. Таким видели Спасителя
предавшие Его на смерть, осудившие Его на распятие, пригвоздившие Его ко
кресту, глумившиеся над Ним в часы Его умирания; Он был для них преступником,
который заслуживал последнего извержения из среды людей и смерти, то есть
исключения из среды живых.
Православные иконы и распятия являют нам покой смерти Христовой; западные
распятия нам показывают мучительную смерть человека, но реальность сочетает и
то и другое, являясь чем-то еще большим, нежели просто смерть человека,
который сумел всей жизнью и всей смертью своей любить, до победы Божией.
Христос перед Своим распятием говорил Своим ученикам: Никто не отнимает у Меня
жизни - Я ее Сам отдаю... И в молитве перед освящением Святых Даров мы
говорим, что Христос был предан - нет, не предан! Он Сам Себя отдал на
крестную смерть нашего ради спасения...
Распятие Христово - это действие свободной Божественной любви, это действие
свободной воли Спасителя Христа, отдающего Себя на смерть, чтобы другие могли
жить - жить вечной жизнью, жить с Богом. Иуда Его предал; Петр от Него
отрекся, трое из учеников спали в Гефсиманском саду: все бежали. Ирод цинично
над Ним насмехался; Пилат от страха перед людьми предал Его на смерть;
первосвященники, по слепой вере и зависти, требовали Его распятия - но в
конечном итоге Христос стал человеком, жил, страдал и умер, потому что я, и
ты, и каждый из нас в отдельности и все вместе мы потеряли Бога грехом,
забывчивостью, себялюбием - каждый из нас. Потому что для каждого из нас, как
Спаситель сказал в одном видении, Он претерпел бы весь ужас Гефсиманской
ночи и весь ужас крестного умирания и смерти...
Он свободно отдал Свою жизнь для тебя и для меня - не коллективно для нас, а
ради каждого из нас, потому что каждый из нас Ему так дорог, так Им возлюблен,
что цена ему - вся жизнь, и весь ужас, и все страдание, и вся смерть Христова.
И
этому всему знаком является крест, потому что, в конечном итоге, любовь,
верность, преданность испытываются не словами, даже не жизнью, а отдачей своей
жизни; не только смертью, а отречением от себя таким полным, таким
совершенным, что от человека остается только любовь: крестная, жертвенная,
отдающая себя любовь, умирание и смерть самому себе для того, чтобы жил
другой.
И
вот мы поклоняемся Кресту, который для нас означает все это, и победу Божию; и
как благоговейно должны мы совершать
крестное знамение, относиться к тому, что оно значит для нас. Когда мы кладем
на себя крест, мы кладем на себя знак, перед которым дрожат все темные силы,
раз сразившиеся с Богом - крестом и побежденные этим крестом. Мы этого не
умеем ощутить, но темные силы трепещут и отходят от креста Господня.
Но
вместе с тем, когда мы совершаем крестное знамение, мы как бы на себя берем
крест Христов; мы решаемся следовать за Ним, а путь Христос нам указал:
Отвергнись себя, возьми крест и иди за Мной; чтобы никто у тебя не отнимал
жизни, отдавай ее каждый день, каждый час, пока не придет время отдать ее раз
и навсегда в руки Божии. И пусть вся твоя жизнь будет несением этого креста -
знамения победы и готовности твоей так жить и так умирать, как умирал Господь.
И
как благоговейно должны мы совершать крест, зная, помня, что крестом мы
исповедуем всю веру свою, складывая три пальца вместе, чем свидетельствуем
нашу веру во Святую Троицу, и сгибая остальные два пальца, чем напоминаем
самим себе, темным силам и каждому, что мы верим во Христа - и Бога, и
Человека, сошедшего на землю и отдавшего Свою жизнь за нас.
Поэтому, когда будете подходить ко кресту сегодня на прощание, - поклонитесь
ему благоговейно, любовно, трепетно, но, приложившись к нему, отдавая ему
поцелуй веры и поцелуй любви, примите заповедь Господню: Отвергнись себя!
Возьми свой крест и последуй за Мной - куда бы Я ни пошел... Аминь. |
|