После первой недели поста, когда читается канон Андрея Критского и мы проходим
через все возможные моменты Ветхого Завета, человеческого падения,
человеческой надежды, Божиего воздействия, наступает воскресенье, которое
называется Торжеством Православия. И так легко нам почувствовать, что это день
нашего торжества, что это день, когда мы, православные, на Божией стороне,
когда, поскольку мы православные, мы в особенном положении, ибо Православие
как чистота учения Христова, как совершенный образ духовной жизни
восторжествовало хотя бы в нашей жизни. И вот от этого представления нам надо
сразу отделаться. Торжество Православия, в сущности, не торжество православных
над инославными, даже не торжество над человеческой потемненностью, это
торжество Божие над нами самими. И как мы должны быть благодарны Богу за то,
что Он нас взыскал таких, какими мы являемся: в полутьме, полуслепые,
тщеславные, бродящие по чужой стране, минутами к Нему бросающиеся, а потом
снова Ему изменяющие, не понимающие величия ни Его, ни нас самих, ни ближнего
нашего, забывшие или забывающие те изумительные моменты, когда мы близки к
Богу, потому что Он к нам приблизился, порой в ответ на то, что мы тоскуем по
Нему, даже не зная, по чему мы тоскуем, а порой - потому что Он приходит к
нам, чтобы нас разбудить, оживить. И вот настает момент, когда мы видим, как
Бог в течение всей истории человечества пробивался через тьму, через
бесчувствие, через измену и находил среди людей верных последователей Себе,
которые давали Ему приют на земле, предательски врученной под владычество Его
противника сатаны.
Когда я упоминал о мытаре и фарисее, я говорил о том, что храм - это дом
Божий, место, где Бог хозяин, место, где Он живет и куда мы допускаемся по Его
милости. Это одна из поразительных вещей, которую мы перестали ощущать,
которую ранние христиане, вероятно, переживали очень сильно, глубоко: что на
земле, на которой Богу нет места, в обществе человеческом, где Он нежеланный,
откуда Он исключен, есть какие-то люди, которые дают Ему приют. Земля, на
которой мы живем, вся предана человеческому произволу, но некоторые места на
ней, - храмы, - все-таки Ему принадлежат, это места прибежища для изгнанного
Бога. И в этом отношении между Богом и нами какой-то удивительный союз.
Какие-то люди, которые остались Ему верны, которые не побоялись стать на Его
сторону, которые хотят, чтобы Он стал полностью Хозяином жизни и Строителем
мира - в этом мире Ему дают приют. Человеческая вера дает Богу место в
человеческом обществе и на земле. Разве это не изумительно? Разве это не может
нас наполнить глубоким умилением, благоговением - и ужасом? Бог странник, Бог
- изгнанник, и есть у Него место прибежища, которое Ему предлагается
человеческой верой. И Торжество Православия в этом контексте - это Божия
победа над человеческими живыми душами.
Но
какая победа? Когда мы думаем о победах, которые одерживают властители мира,
эти победы ведут к порабощению побежденных, подчиняют их, делают подвластными.
Победа Божия, наоборот, освобождает нас от рабства, - от рабства нашим
собственным страстям, от рабства нашей слабости, немощи, от рабства страху.
Закон Христов - закон свободы; Христос - Освободитель; победа Христова - наша
свобода. И Торжество Православия - это день, когда мы с изумлением можем
думать о том, что Бог всякого, кто к Нему обернется, может сделать свободным,
самобытным существом, укорененным в Божественной свободе. Вот начало поста.
Не
напрасно пост на некоторых западных языках называется словом, которое в наших
церковных песнопениях обозначается как весна духовная. Весна, Lent. Это начало
жизни, это момент, когда жизнь пробивается, начинает крепнуть и доходит до
своего торжества в Воскресении Христовом. Но - Боже! - какой ценой! Это не
постепенное раскрытие свободы, не постепенное вырастание. Торжество
Православия, провозгласившее нам Божию победу, говорит нам также о том, какой
ценой эта победа одержана. Бог стал человеком, Он приобщился тварности, Он
стал человеком в падшем мире и приобщился всем трагическим, разрушающим жизнь
последствиям человеческой отчужденности от Бога, всем последствиям греха, - не
греху, а именно его последствиям. И эти последствия - не только голод, не
только усталость, не только холод, а в области человеческих отношений - не
только одиночество, отверженность; это - в последнем, в конечном итоге -
смерть.
Но
что такое смерть? Откуда она может явиться? Единственный источник вечной,
неумирающей жизни - это Бог. Как нам говорит Священное Писание, смерть вошла в
мир через грех. Только потому человек стал смертным, что он оторвался от Бога.
И Сам Бог, ставший человеком, избирает путь полного общения, полной общности
судьбы с нами, людьми. Он не рождается смертным, Он не умирает от Своей
смертности. Церковная песнь нам говорит: О Жизнь вечная, как Ты умираешь? О
Свет вечный, как Ты угасаешь?.. Святой Максим Исповедник говорит о том, что и
в человечестве Своем Христос был бессмертен, потому что не может умереть
человек, который всецело един с Богом... Что же случается? Случается что-то
более страшное, нежели наша смерть. Христос вольно разделил всю нашу судьбу.
Он стоит перед людьми непреклонно, бескомпромиссно заодно с Богом; и
человечество, не только неспособное, но не желающее путей Божиих, не желающее
пожертвовать своими путями ради того, чтобы выбрать только Божий путь, Его
отвергает; Христос должен умереть вне человеческого града, потому что Он
отвержен отпавшим от Бога человечеством. Но Он ни в какое мгновение не
отделяется от человека, от человечества. И для того чтобы разделить до конца
человеческую судьбу, отверженный людьми, распинаемый ими, Он должен
приобщиться к последнему ужасу человеческой судьбы - богооставленности, или
вернее, утрате, потере Бога. Боже Мой! Боже Мой! Зачем Ты Меня оставил?.. В
этот момент в Своем человечестве - не в Божестве Своем, - в Своем человеческом
сознании Христос приобщается ко всей обезбоженности отпавшего от Бога мира, и
от всей этой нашей обезбоженности, нашего сиротства, нашей потери Бога умирает
на кресте... Это - Торжество Православия. Это торжество Божественной истины на
земле, но не в словах, не в литургических формах, а в каких-то очень страшных
сущностях. И когда мы празднуем Торжество Православия, мы должны помнить, что
это Божие торжество над всем тем, что есть неистинного, греховного, что это
вступление света во тьму земную; но какой ценой!.. И опять-таки, мы начинаем
пост с сознанием такого трепетного, священного ужаса. Если бы только мы могли
это пережить в какой-то достаточной мере, то праздник Торжества Православия
мог бы быть для нас действительно началом весны духовной, новой жизни в нас,
обновлением.