Митрополит Антоний Сурожский
ПРИТЧА О СТРАШНОМ СУДЕ
(Мф. 25, 31–46)
Сегодняшняя притча так хорошо нам знакома, что мы можем пройти мимо, как бы не
заметить, о чем она говорит. А говорит она нам несколько вещей.
Прежде всего она напоминает нам о том, что придет день, когда мы встанем лицом
к лицу с Живым Богом, и придет на нас суд. Нет – Бог не подстерегает нас,
чтобы взвесить и осудить наши злые дела и поступки; но мы встанем перед Богом,
Который есть сама Красота, и обнаружим, как мы изуродовали в себе Его образ,
когда, стоя перед Богом, так много возлюбившим нас, мы поймем, как мало любви
мы дали Ему: это ли не суд?
Это случается и в наших земных отношениях. Иногда мы вдруг осознаем, что
кто-то любил нас так глубоко, так подлинно, и мы взяли все, что нам давалось:
всю любовь, все тепло, всю нежность, всю заботу, всю жертвенность; мы
принимали жизнь того или той, кто изо дня в день отрекался от себя ради нас, –
и не отозвались, принимая любовь, предлагавшуюся нам, как должное, как наше
право. И приходит день, когда человек умирает, и тут мы понимаем, что мы
брали, брали беспрерывно, и никогда не подали знака, никогда не дали человеку
почувствовать, что мы понимаем, как глубоко, как подлинно, как щедро мы
любимы.
И
тогда мы стоим перед последним судом над нами: поздно, слишком поздно!.. О, –
человек, любивший нас, простил нам давным-давно, и теперь, в вечности, говорит
Богу словами Христа, когда Его распинали: Отче! Прости! Они не знали, что они
делали... Но как мучителен суд, наш суд над самими собой, сознание, что мы
могли так обрадовать любящего нас – и не сделали этого.
Это суд гораздо более суровый, чем любое земное правосудие; этот суд будет – и
должен – бить нас изо дня в день в самую глубину сердцаболее беспощадно, чем
любой формальный приговор. Не по тому, как мы соблюдали заповеди, мы будем
судимы, а по тому, научились ли мы любить...
И
сегодняшняя притча говорит об этом так ясно. Бог не требует от нас ничего, что
выше человеческих сил и возможностей: пожалел ли ты голодного и жаждущего?
Пожалел ли ты бездомного? Если кто был взят в тюрьму – изболелось ли твое
сердце о нем? Не отшатнулся ли ты, постыдившись, что тебя сочтут его другом?
Или испугавшись, что и тебя засудят с ним или с ней?.. И столько других путей,
которыми можно выразить сострадание, сочувствие, любовь.
В
сущности, Христос говорит нам: были ли вы просто человечными – или нет? Сумели
ли вы проявить сочувствие, сострадание, солидарность? Были ли вы братьями и
сестрами для тех, кто был вокруг вас? Если были – то новая жизнь может
излиться в вас; но если вы не были даже человечными – как вы можете ожидать,
что станете причастниками Божественной природы?.. Только если мы подобны
алмазу, свет может наполнить нас, и мы можем сиять и светиться, отражая его на
все стороны; но если нет – как мы можем отражать что бы то ни было?
Помните слова Христовы о том, что если око наше, глаз наш темен, то все вокруг
– темнота; если сердце наше слепо, и глухо, и мертво – все вокруг мертво, все
молчит молчанием смерти, все вокруг нас темно потемками пустоты и отсутствия.
Но
для того, чтобы быть подлинно человечными, мы должны научиться жить заодно с
Единственным, Который только может приобщить наше сердце, и наш ум, и нашу
жизнь к подлинной любви, к полноте любви, к подлинному состраданию: со
Христом, Который пришел в мир спасти нас. И пока мы отлучены от Него, мы
можем, в очень ограниченной мере, оказывать сочувствие, дружелюбие, ласку, –
но мы еще ничуть не знаем, что значит любить – любить всем нашим существом,
всей нашей жизнью и смертью, всем, что в нас есть, и больше того, что в нас
есть: Божией собственной любовью в нашем сердце, Божиим собственным зрением в
наших глазах, Божией жертвенной самоотдачей в нашей отдаче себя самих.
Вот почему святой Иоанн Лествичник говорит, что мы не будем судимы за то, что
не творили чудес, или за то, что не достигли небесных видений; но будем судимы
о том, что не плакали непрестанно о нашей отлученности от Бога. И мы даже не
переживаем этой отлученности по-настоящему, потому что мы так привыкли к этому
расстоянию между Ним и нами; мы даже не чуем, как мы далеки и как мы
обездолены без Него.
И
иногда, я думаю, хорошо нам вспомнить о ком-то, кто прикоснулся края ризы
Христовой и кто никогда, никогда не смог забыть, что он пережил. И вот я хочу
прочитать вам несколько строк из писаний старца Силуана: Скучал Адам на земле,
и земля была ему не мила. Он тосковал о Боге и говорил: “Скучает душа моя о
Господе и слезно ищу Его. Как мне Его не искать? Когда я был с Ним, душа моя
была весела и покойна, и враг не имел ко мне доступа... Где ты, Господи? Где
Ты, Свете мой? Почто скрыл лицо Твое от меня, и душа моя долго не видит Тебя,
и скучает по Тебе, и слезно ищет Тебя. Где Господь мой? Почто не вижу Его в
душе моей? Что мешает Ему жить во мне? Значит, нет во мне Христова смирения и
любви к врагам”. Я потерял благодать и вместе с Адамом зову: “Милостив буди
мне, Господи. Даруй мне дух смирения и любви”. О, любовь Господня! Кто познал
тебя, тот неустанно ищет тебя день и ночь и кричит: “Скучаю я по Тебе,
Господи, и слезно ищу Тебя. Как мне Тебя не искать? Ты дал мне познать Тебя
Духом Святым, и это знание Божие влечет мою душу слезно искать Тебя”.
Вот человек, подобный нам, простой русский крестьянин, который познал близость
Божию и чувствовал себя сиротой на земле без этой близости.
Задумаемся над этим; задумаемся, потому что каждый из нас в святые,
благословенные минуты жизни испытал близость Божию, – но как легко мы
успокаиваемся, что, да, – мы одиноки в холодном мире, как и все остальные. А
мы не призваны быть, как все остальные, – мы призваны быть Божиим собственным
присутствием, сияющим через нас. Так пусть же просияет свет в нас перед
людьми, чтобы они прославили Отца нашего, Который на небесах. Аминь! |
|