Праздник, который мы сегодня соблюдаем, это одновременно праздник дивной
встречи и первой разлуки. Дивной встречи, потому что в храм, в удел
Божий Единородный Божий Сын, ставший Сыном Девы, приносится, чтобы быть
поставленным перед лицом Живого, вечного Бога, Отца Его прежде, чем мир
не стал.
Встреча, также, между святыми душами и ожидаемым ими Спасителем. Долгую,
сложную, благодатную жизнь прожили и Симеон и Анна; тому и другой было
обещано, что они не умрут, раньше чем не увидят лицом к лицу Спасителя
своего. И вот этот день настал, и лицом к лицу ожидавшие Его праведники
встретили Бога, ставшего Человеком... Ныне отпущаеши раба Твоего,
Владыка, по глаголу Твоему с миром, – сказал Симеон, – ибо видели очи
мои спасение Твое... Теперь он может отойти в вечность, теперь он может
сойти в область усопших и принести туда первую весть, что он видел на
земле Бога, пришедшего плотью.
Одновременно этот праздник – первая жертвенная разлука Божией Матери с
Ее Божественным Сыном. Всякий младенец мужского пола, разверзающий
утробу, то есть перворожденный в семье, приносился Богу и делался
собственностью Бога. Этот обычай, это правило началось еще в древности,
когда Моисей вывел из Египта народ израильский. Тогда упорствующий
фараон не хотел отпустить своих рабов; и ужас за ужасом постигали
египетскую землю, чтобы опомнился человек под тяжелой, спасающей
десницей Бога. И одной из самых страшных кар, которые были наложены на
противящегося Богу фараона, была смерть всех перворожденных в земле
египетской. Этой ценой было потрясено каменное сердце фараона, этой
ценой получили свободу, в виду ожидаемого Христа, израильские дети.
Но когда они достигли пустыни, то и до них дошел Божий глас: Ценой этого
ужаса, ценой смерти детей, лишения матерей любимых своих младенцев были
выведены вы из египетской земли, из страны плена и рабства; но как бы в
воспоминание об этом, как бы в выкуп за этих детей и за этих матерей,
перворожденный младенец мужского пола в каждой вашей семье должен быть
принесен в Храм, и Бог над ним получает власть жизни и смерти. И вот,
принося Своего Младенца в Храм, Божия Матерь приносила Его в жертву
Богу. Первый раз, свободно, по закону Своего народа Она отдавала Богу
Рожденное от Нее. Это жертвоприношение продолжалось потом в течение всей
Ее жизни: Матерь Божия Его отдала раз и навсегда, и Бог и Отец эту
жертву, единственную за всю историю мира, принял, и она стала
кровавой Жертвой Голгофы.
Мы сегодня читали и о другой встрече: как мытарь и фарисей пришли в
храм, в тот храм, где Живой Бог ожидает Своих детей. Один пришел с
гордыней, другой – с сокрушенным сердцем. Это – тоже встреча; но в этой
встрече не жертва, а суд и спасение.
Каждый из нас когда-то, в день своего воцерковления, был принесен в
храм; каждый из нас был поставлен перед Богом, чтобы стать Его
собственностью; но в Церкви Христовой нет мужеского и женского, нет
различия, все – дети Божии, и поэтому все мы были принесены и отданы
Богу, так же как Богомладенец Христос был принесен Своей Матерью.
Каждая мать, которая здесь стоит, когда-то своего младенца принесла и
отдала Богу, и приняла его вновь от иконы Спасителя или Божией Матери.
Каждый из нас вновь и вновь встречает Бога всякий раз, как он приходит в
храм; кто из нас мытарь, кто из нас фарисей? Кто уйдет оправданным, а
кто уйдет со своей тленной праведностью, которая не войдет в Царство
Божие? Симеон и Анна ждали и узрели Христа; мытарь ждал себе только суда
– и получил милость; фарисей думал, что он праведен, – и оказался ни с
чем...
Вот с чем мы теперь начинаем это восхождение подготовительных недель к
Великому Посту. Задумаемся, каждый из нас, о том, что значит, что он или
она когда-то были принесены в храм, отданы Богу любовью материнской;
отданы на хранение Тому, Который есть Хранитель младенцев, отданы Тому,
Кто есть Господь и Жизнь. Подумаем о том, способны ли мы встретить
Христа, как встретили Его Симеон и Анна; подумаем о том, кто мы –
фарисей или спасенный мытарь. Аминь.