Митрополит Антоний Сурожский
ЖЕНЩИНА-ХАНАНЕЯНКА
(Мф. 15, 21–28)
Как нам привычен и как близок рассказ о женщине-хананеянке, которую
Христос услышал, когда она настойчиво просила об
исцелении своего ребенка; и как многому мы
можем научиться из него!
Эта женщина пришла в душевной муке, с истерзанным сердцем, потому что
дочь ее была больна: и она молила об исцелении, о
милосердии Божием. И Христос как будто ее
не слышит. И когда она еще настойчивее просит о
помощи, снова и снова, Он говорит: Я пришел для
того, чтобы принести милость и исцеление
детям Израильским... И женщина посмотрела на Него,
и не было суровости в Его лице, не было
бессердечного безразличия; увидела она,
вероятно, улыбку, улыбку бесконечно ласковой любви,
которая сказала ей: Проси! Стой на своем!
Продолжай – потому что ты права... И она
просила снова: Да, за столом едят хозяева, но
собачки-то питаются их крошками!.. И этот
разговор – такой теплый, такой человечный,
являет нам еще раз по-новому человечность Божию, Его
подлинную человечность, Его способность всегда
услышать, всегда отозваться сердцем,
всегда обернуться к нам с улыбкой, говоря: Ты
действительно просишь со всем убеждением, – ты
уверен?.. И когда мы скажем: Да, Господи,
уверен! Из всей глубины моей нужды, из всей
глубины убеждения я обращаюсь к Тебе, ни к кому
другому, но к Тебе, Господи и Боже, – то
Христос отвечает.
Но
Он не только отзывается на ее мольбу; Он исполняет больше, чем ее
мольбу; Он учит Своих учеников, а за ними и всех
нас, чему-то такому важному. Из столетия в
столетие мы слышали этот рассказ, и если
подумать о себе, и подумать в тех категориях, в которых столько
писателей древности говорили о человеке, его
душе, о человеке в целом, – не можем ли мы
научиться чему-то очень конкретному и практическому?
Мы обращаемся к Богу с нуждой, мы обращаемся к
Богу о помощи, о том, чтобы бремя было
снято с наших плеч – да. Но не случается ли, что
после короткого времени мы отступаемся, пожимаем
плечами и говорим: К чему обращаться к
Богу? К чему молиться? Он безучастен, Он не
отзывается; ответа нет, никакого отзвука нет; я
кричу в пустое небо – где Он? стоит ли
молиться вообще?.. И тут хананеянка скажет нам: Да,
стоит молиться, потому что Он не испытывает тебя
по жестокости, Он только спрашивает тебя
Своим молчанием: Ты действительно уверен? Ты
действительно хочешь исцеления? Ты действительно
пришел ко Мне? Пришел ли ты ко Мне, как к
последней надежде? Готов ли ты принять то, что
просишь – смиренно, не как должное, не по праву,
а просто как дар милосердия, милости,
ласковой Божией заботы?..
Сейчас мы подходим к подготовительным неделям Великого Поста; обычно в
это воскресенье читается Евангелие о Вартимее.
Марк и Лука передают нам этот рассказ об
увечном человеке, который все испробовал, чтобы
исцелиться – и собственное разумение, и мудрость
других людей, их способности, – и все зря;
и вдруг оказалось, что Христос идет мимо.
Христос шел не к нему: Он просто проходил по дороге, где слепой сидел
и просил милостыню, потому что это все, что ему
оставалось; он не ожидал больше ни
исцеления, ни чего бы то ни было – только бы
перебиться, прокормиться. И вдруг вспыхнула в нем
надежда: кто-то идет мимо, и толпа звучит
как-то необычно; это не караван, это не просто
прохожие; толпа собранная, в толпе какая-то
сосредоточенность, что-то необычное в
толпе. И слепой, встрепенувшись, спросил – кто идет? И
когда услышал, Кто – он стал кричать о помощи. И
Христос дал ему помощь: Он вернул ему
зрение, Он исцелил его слепоту.
И
вглядываясь в два этих рассказа, разве мы не можем научиться чему-то
очень важному? Душа наша больна, жизнь увядает –
я говорю о вечной жизни, даже не о жизни
нашего тела; что-то умирает в нас, и мы должны
научиться у хананеянки и у Вартимея кричать из
глубины, из глубин отчаяния, из глубин
разуверившегося сердца, из глубин безысходного
горя, из глубин греха – из глубин всего, что
разрушает нас, кричать, кричать с плачем,
и говорить: Я верю Тебе, Господи, я доверяю Твоему
молчанию, как я поверил бы Твоему слову... И
тогда, если только мы положимся на такое
доверие, мы услышим Господа говорящего: Прозри! Иди
домой, не бойся больше, а “дом” – это самые недра
твоего существа, то место, где ты жив,
потому что ребенок твой жив, душа твоя жива, жизнь
вернулась!
Вступим же в эти недели подготовки к Посту с этим дивным
воодушевлением от Самого Господа, с этой
надеждой, поистине – с этой уверенностью,
которую Он нам дает; начнем этот путь, и будем готовы,
когда придет Пост, прийти от слепоты к зрению.
Аминь. |
|