Митрополит Антоний Сурожский
СЛЕПОЙ ВАРТИМЕЙ
(Лк. 18: 35-43)
Слепой человек, который сидел у врат Иерихонских, знал, что он слеп.
Мы тоже слепы - и мы не знаем этого. Он знал, что
слеп, потому что все вокруг него могли
свидетельствовать, что они видят, а он не видит,
могли ему описать, что они видят, и он мог
понять, чего он лишен.
Мы
слепы, и если сравнивать нас со святыми - такими же, как мы,
людьми, но которые просветлели душой, прозрели
сердцем, умом, - то ясно делается, как
многого мы не видим. Но первая наша беда в том, что
так редки среди нас люди со зрением, а еще
страшнее то, что мы верим, будто состояние
большинства - нормальное состояние, а если кто -
редкий! - видит, слышит, чует, понимает,
переживает необычайное, то он - вне нормы,
он не обязательно является меркой для нас и судом над
нашей слепотой, нечуткостью, мертвостью. В те
времена в тех местах, где были явлены
святые, с ними поступали, в общем, так же, как люди
поступили со Христом: слушали недоверчиво,
воспринимали слова насмешливо, к советам
их не прислушивались, пути их не следовали.
Порой дивились тому, что им дано, но считали это
настолько необычайным, настолько
неестественным, что к этому и стремиться нет
смысла. Так и теперь мы слепы, мы не видим, не
чуем. И надо себе поставить вопрос: чего
же мы не видим, к чему мы слепы? Тогда, может
быть, нам и придет на мысль прислушаться и
попробовать понять.
Слепы мы к тому, что Бог посреди нас; в храме, вне храма –
везде
присутствует Господь; а мы живем, словно Его нет. Он рядом с нами, мы
Им дышим, движемся, есмы - и не отдаем себе в
этом отчета, приписываем себе жизнь, силу,
ум, переживания, дарования, успех; однако проходим
мимо Того, Кто есть источник всего. Мы слепы в
этом отношении: среди нас Господь - а мы
можем думать пустые думы, переживать бессмысленные
переживания, вести между собой тленные и
растлевающие беседы. А Он стоит безмолвно,
как нищий стоит у двери: не взглянет ли кто на Него,
не обратит ли кто внимание, не учует ли кто Его
присутствия, не переменит ли Его
присутствие чего-либо в сердцах, в мыслях, в словах
людей?..
И
мы не видим; и нас так много, невидящих, что нам это и не странно:
все слепы - значит, это норма! Как это страшно! А
когда мы посмотрим вокруг себя, то мы
такие же слепые. Каждый человек - образ Божий,
икона, подобие; а мы ничего подобного не видим в
нем. Пусть, конечно, эта икона изуродована
- но разве мы к иконе, изуродованной
человеческой грубостью, так относимся, как относимся к человеку? Если
мы найдем икону растоптанную, оскверненную - с
каким благоговением, с какой болью
сердечной мы ее поднимем, прижмем к сердцу, унесем к себе,
вычистим, поставим, как мученицу, на святое место
и будем рассматривать то, что ее
изуродовало, как раны, и благоговеть перед
этим, потому что в этом мы увидим образ того, что случилось с Богом,
когда Он стал Человеком: как Его люди били, как
топтали, как оплевывали, как смеялись над
Ним - это мы можем увидеть в иконе,
написанной красками и пострадавшей.
А
когда перед нами нерукотворный образ - человек, мы видим в нем –
не знаю что,
только не образ Божий, и относимся к нему, конечно, не так,
как отнеслись бы к иконе, о которой я сейчас
сказал... Разве нам разрывает сердце
уродство человека - что он зол, что он завистлив и т.д.? Нет! Нам не больно от
этого, нам противно! И другому так же
противно смотреть на нас, потому что мы такие же, как те, кого мы
осуждаем... И вот слепой в потемках бьет слепого,
и никто из них не признает, что сам слеп и
что это - ужас...
И
еще: все в руке Господней; пути Божии неисповедимы: они бывают
страшны; они бывают так светозарны, что слепит
очи; они бывают так скромны, неприметны,
что нужно все наше внимание, чтобы уловить
действие Божие. И вся наша жизнь, жизнь каждого отдельного человека,
каждого из нас - в руке Господней. И все, без
исключения, что в ней происходит, имеет
смысл, если бы мы только прозрели и поставили
вопрос: Куда ведет Господь? Что это значит? - а
не кричали: Мне неудобно! Мне больно! Меня
это раздражает! Не хочу этого! Отойди
прочь, Господи, с Твоими блаженствами, которые говорят о голоде, и о
плаче, и о гонении, и об одиночестве... Не хочу
того!..
И
мы слепы: слепы в своей жизни, слепы в сложной, богатой жизни
других, кто с нами связан; слепы в понимании
путей Божиих в истории, слепы по отношению
к отдельным лицам и к целым группам людей -
верующим, неверующим, своим, чужим; к своим так
же слепы, как к чужим... Разве это не
ясно, если только подумать?
А
мы сидим в пыли у врат Иерихонских и воображаем, что зрячи. Проходит
Христос, и мы голоса не возвысим, не крикнем о
помощи; нет нужды, чтобы нам говорили:
“Молчи, не тревожь Учителя”... Что мне от Него
нужно? Я все знаю... Что Он может мне дать? Я
зрячий, я живой... Неправда! - и слеп, и
мертв! И только от Него может быть прозрение, и
только от Него может быть жизнь. Но вот, мы не
видим этого и не просим - а Он проходит;
больше того: останавливается, стучит в дверь ума,
сердца, жизни всеми событиями, всеми людьми,
всеми переживаниями, всем без исключения,
чем полна моя личная жизнь, и жизнь каждого вокруг, и
всех, и всего мира и вселенной. А мы не слышим
даже стука, даже гласа Господня, и не
отворяем...
Перечтем этот рассказ. Христос спрашивает: Что тебе от Меня нужно?..
Мы бы ответили: Да ничего мне не нужно, Господи;
все у меня есть... Или, наоборот, чего
только мне ни нужно - богатства, славы, дружбы,
тысячи вещей, только не Его и не Его Царства. И
поэтому и не слышим мы или слышим так
редко: “Прозри! Ты же веруешь, ты поверил! Ты –
на грани
зрячести, так прозри же, это в твоих руках!” Не слышим мы этого
слова не потому, что у нас какая-то теоретическая
вера бессильна, а потому что ничего нам не
нужно, мы “зрячи”. Как это страшно!
Подумаем все над этим пристально, пока еще можно прозреть и увидеть,
как богата славой жизнь, как близок Господь, как
сияет Он славой вечности, как бесконечно
Он смиренен, кроток, близок к нам, как лежит
это сияние Господне на каждом лице, как на иконе,
бьет ключом жизни в каждом событии, в
каждом человеке, зовет нас: Разомкнись! Открой
глаза, открой сердце, разомкнись! Пусть воля твоя
будет гибкой, свободной! Пусть тело твое
будет, как земля богатая перед посевом
Господним, и тогда жизнь будет!.. Рождается жизнь в человеке и вокруг
него ширится, как свет, как тепло, как радость,
как вечность. Все нам дано, и как мало мы
это берем... Дай нам Господь мужество быть
правдивыми, и дай нам Господь радость - радость прозреть! Аминь. |
|